Лес – кормилец… Роль пищевых лесных ресурсов недооценена?


Лес – кормилец… Роль пищевых лесных ресурсов недооценена?

Развитие лесного хозяйства, как и лесной промышленности, непосредственно зависит от уровня общественных, социальных, экономических отношений в стране. На современном этапе в России имеются все возможности для обеспечения экологической безопасности состояния лесов, цивилизованного лесопользования, эффективного воспроизводства, надежной охраны и защиты лесов.

На эту тему рассуждает Юрий Шуваев, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, заслуженный лесовод Российской Федерации

На практике лесное дело сталкивается с множеством экологических, биологических, лесоводственных, экономических и социальных проблем.

К сдерживающим факторам совершенствования лесопользования в стране относятся прежде всего недостаточное законодательное обеспечение и правовое регулирование лесных правоотношений, снижение ответственности за неэффективное лесоуправление.

Падение уровня сбыта и потребления лесных материалов, а также слабое развитие переработки древесины в ряде регионов России сдерживает интенсификацию лесного комплекса страны, которая направлена на совершенствование правоприменения и лесоуправления в лесном секторе Российской Федерациии, и предусматривает:

– повышение инвестиционной привлекательности лесных ресурсов;
– совершенствование учета и оперативной актуализации материалов лесоустройства;
– повышение ответственности сторон за реализацию инвестиционных проектов;
– расширение прав арендаторов, осуществляющих цивилизованное лесопользование, предоставление им льготных условий аренды лесных участков и пролонгации сроков договоров аренды;
– устранение бюрократических барьеров и упрощение процедуры передачи лесных участков в аренду на основе типовых договоров;
– сокращение сроков и упрощение согласования проектных и разрешительных материалов при предоставлении лесных участков в аренду;
– законодательное обеспечение гарантированной стабильности лесопользования предприятиями малого и среднего лесного бизнеса;
– неукоснительное соблюдение лесопользователями экологических и лесоводственных требований по восстановлению лесов.

Главным направлением интенсификации лесопользования является совершенствование законодательной базы, оперативная разработка и принятие нормативно-правовых актов. В рамках правового поля необходимо установить правила прозрачного лесопользования в типовых договорах аренды лесных участков для заготовки древесины. Типовые договоры направлены на унификацию системы управления лесами субъектами Российской Федерации, позволят установить особенности и специфику для каждого вида использования лесов, упорядочить и упростить регистрацию типовых договоров аренды. В отдельных регионах эта процедура затягивается надолго. Типовые договоры аренды призваны сократить коррупционные риски в лесоуправлении.

В целях повышения эффективности освоения лесов, прежде всего в рамках реализации инвестиционных проектов, необходимо подготовить проект и принять федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков для целей заготовки древесины».

В законопроекте следует предусмотреть создание механизма, обеспечивающего предоставление права аренды лесных участков в первоочередном порядке лицам, имеющим соответствующие перерабатывающие мощности и способным осуществлять глубокую переработку заготовленной древесины. Необходимо принять меры по импортзамещению оборудования, лесных машин и механизмов, используемых в лесном комплексе.

Для обеспечения устойчивого лесопользования предстоит безотлагательно реализовать первоочередные меры по закреплению лесных участков, не переданных в аренду, за недавно созданными специализированными предприятиями, выполняющими работы по уходу за лесом, восстановлению, охране и защите лесов; пересмотреть и установить порядок взимания арендной платы по срокам пропорционально за фактически вырубаемую древесину. Этот принцип действовал на начальном этапе передачи лесов в аренду на основании Постановления Правительства РФ от 24.03.1998 г. № 345.

Одной из важнейших проблем лесного хозяйства является ускоренное лесовосстановление и лесоразведение. Крупномасштабное использование лесов России в течение многих десятилетий привело к сокращению их площади и ухудшению качественного состава. Ежегодные масштабы заготовки лесов превышают 1 миллион гектаров, еще больше погибает от лесных пожаров, вредителей и болезней.

Воспроизводство лесов вытекает из Основ государственной лесной политики, федерального законодательства, государственной программы «Развитие лесного хозяйства» в России.

Существующие в России технологии закладки и выращивания лесных культур, как правило, не дают им преимуществ в росте по сравнению с естественными молодняками. При таком традиционном способе лесовыращивания спелый лес получается только через 80–100 лет. Но выход есть – это выращивание древесных пород на плантациях, на которых при современной агротехнике и технологии на выращивание леса потребуется времени в два раза меньше.

В мире растет понимание того, что плантационное лесоводство – это лучшее решение для удовлетворения растущего мирового спроса на древесное волокно. Мировой деловой совет по устойчивому развитию (WBCSD) считает, что заготовка леса на плантациях к 2050 году увеличится в три раза, а их площадь при этом вырастет на 60%.

В России учеными разработаны методы получения посадочного материала древесных пород с помощью микроклонального размножения и молекулярного маркирования. В этой области успешно работает ряд научных учреждений, в том числе Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии (ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех», г. Воронеж), на базе которого создан Центр лесных биотехнологий.

Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ предоставляется возможность выполнения лесохозяйственных мероприятий, в том числе по воспроизводству лесов, региональными специализированными бюджетными учреждениями.

В целях обеспечения интенсификации лесопользования необходимо:

1. Разработать и утвердить государственную стратегию защитного лесоразведения в России;

2. Разработать федеральный закон о защитных лесонасаждениях и другие необходимые нормативно-правовые акты, и в первую очередь «Порядок содержания защитных лесных насаждений»;

3. Внести дополнения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», устанавливающие господдержку приоритетных отраслей наравне с сельскохозяйственной деятельностью;

4. Пересмотреть методику расчета выделения денежных средств на исполнение переданных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов.

С 2015 года в системе Рослесхоза приступили к мониторингу воспроизводства лесов. Данная норма позволит обеспечить контроль за результатом лесовосстановления, а не только за его процессом.

Вместе с тем в отрасли по-прежнему проблемными остаются вопросы повышения эффективности лесоуправления, укрепления ответственности за выполнение возложенных полномочий на основе оценки качества управления, мониторинга и объективных, независимых результатов ведения лесного хозяйства, формирования, адаптация экономического развития и целевого финансирования лесного хозяйства.

Мы все чаще отмечаем, в том числе и в Ленинградской области, потери лесных ресурсов от незаконных рубок, вредителей и болезней, негативных природных факторов.

Существующая разрозненная система лесоустройства не отвечает современным реалиям жизни, а кадастровый учет лесных участков проведен только на площади, равной 20% общей площади лесов России.

Вопросы кадрового и социального обеспечения лесной отрасли остаются актуальными как никогда. Подготовка, переподготовка специалистов лесного комплекса страны, формирование образовательного блока, разработка и актуализация учебных программ нуждаются в совершенствовании.

Не следует забывать и о том, что леса России богаты пищевыми ресурсами. Учитывая наметившуюся тенденцию к импортозамещению, пищевые лесные ресурсы могут внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Биоресурсный потенциал России по запасам лекарственных растений, ягод, орехов и грибов огромен. В сегодняшних условиях необходимо сохранять и рационально использовать эти природные богатства.

Все программы, планы, решения, предложения могут быть реализованы при условии системной подготовки, формирования профессионального кадрового потенциала, снижения, ликвидации и предотвращения коррупционных рисков в лесном комплексе страны.

ТПП-Информ 



Автор:
Источник: tpp-inform.ru, 13.08.2015

Останні коментарі

Оформлення лісгоспів (Каталог 2016 року)

Сайти лісової галузі

Пошук

Вхід

bigmir)net TOP 100 службы мониторинга серверов Яндекс.Метрика Разработка сайта