Как сохранить мораторий? Можно ли защитить лес, не нарушая соглашений с ЕС


Как сохранить мораторий? Можно ли защитить лес, не нарушая соглашений с ЕС

Запретить, не запрещая. Новая попытка решить проблему экспорта древесины. На прошлой неделе "Европейская правда" опубликовала статью "Запретить, не запрещая. Новая попытка решить проблему экспорта древесины", посвященную попыткам устранить нарушения Украиной положений ВТО и Соглашения об ассоциации с ЕС, созданные мораторием на экспорт необработанной древесины.

Эта тема вызывает активные дискуссии как среди политиков, так и в экспертном сообществе. Поэтому предлагаем альтернативный взгляд на решение этой проблемы.
* * * * *
Протекционизм во всем мире воспринимается не очень хорошо – это известная истина. В то же время официальная статистика последних лет свидетельствует о стремительном росте протекционистских мер.

И у этого есть основания, ведь мир не стоит на месте. Меняются государственные политики, условия ведения бизнеса, формируются новые тенденции, что в целом обуславливает необходимость периодического пересмотра отдельными странами внешних обязательств.

Конечно, этот процесс не хаотичен – соответствующие изменения в обязательствах происходят при определенных условиях, обстоятельствах и в соответствии с установленными процедурами.

Яркий пример – введение Украиной временного моратория на экспорт леса-кругляка. Это решение принималось в условиях хищнической вырубки свыше 2,5 млн га леса на экспорт и отсутствия сырья для добросовестных отечественных деревообрабатывающих предприятий, которые находились на грани закрытия. Соответственно, мораторий имеет как экологическую, так и социально-экономическую подоплеку.

В то же время некоторыми экспертами такое решение было воспринято критически, если не сказать враждебно. Основная аргументация сводилась к положениям экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, которым предусмотрено, что ни одна из сторон не должна вводить или сохранять какие-либо запреты или ограничения на импорт любого товара другой стороны или экспорт любого товара.

Но есть и другая сторона медали:
в соответствии с положениями системы соглашений ВТО существует как минимум 3-4 механизма внедрения этих мер.
Критическая ситуация в лесной отрасли – сокращение уровня лесистости до 11% в 2015 году при оптимальном для Украины 20% – является более чем достаточным основанием для принятия закона о временном ограничении экспорта леса. Такая позиция основывается на положениях ГАТТ 1994, в частности статей:
- XI:2(а) о возможности введения странами-членами ВТО временных запретов или ограничений экспорта товаров с целью предупреждения или ослабления критического дефицита товаров, имеющих весомое значение для страны-экспортера;
- XX(g) относительно возможности стран-членов ВТО принимать меры, касающиеся сохранения исчерпывающихся природных ресурсов, если такие меры применяются вместе с ограничением внутреннего производства или потребления.

Как известно, положения соглашений о свободной торговле прежде всего основываются на соглашениях ВТО. Соответственно, за сторонами сохраняется право на введение ограничительных мер в торговле по соображениям безопасности, угрозы жизни и здоровью населения, экологии, культуры и т.п.

С другой стороны, следует признать, что процедура введения этих мер, к сожалению, проходила с грубым нарушением принципа транспарентности.

Так, страны-члены ВТО обязаны заблаговременно информировать международное сообщество о принятии новых законов или внесении каких-либо изменений в существующие нормативно-правовые акты, существенно влияющих на торговлю. К этому обычно добавляется соответствующая аргументация относительно мотивов и причин введения таких мер, а также проводятся соответствующие консультации и переговоры с целью убедить партнеров в безальтернативности и легитимности таких мер.

Несмотря на неоднократные обращения парламента к правительству с просьбой официально проинформировать ВТО и торгово-экономических партнеров Украины о сути и цели введения моратория, профильные правительственные структуры грубо нарушили принцип транспарентности.

Это нанесло ощутимый удар по международному имиджу Украины как надежного и предсказуемого торгового партнера, а зарубежные деловое и правительственное сообщества остались в информационном вакууме. К большому сожалению, отсутствие внутригосударственного консенсуса по поводу действия моратория создает предпосылки для внешних партнеров ставить под сомнение легитимность и целесообразность его внедрения.

Более того, отдельные чиновники принимают немало мер для отмены моратория, авторитетно убеждая западных партнеров в том, что это скоро произойдет. И это в парламентско-президентской республике, где парламент нанимает правительство за средства налогоплательщиков для обеспечения добросовестного исполнения законов.

При этом, по моему мнению, имеет место и игнорирование Конституции Украины. Напомню, что согласно Основному Закону, природные ресурсы, в том числе леса, являются объектами права собственности украинского народа. Соответственно, государству украинским народом делегируются полномочия по обеспечению реализации этого права.

Поэтому вопрос достижения компромисса с европейскими и другими внешними партнерами остается открытым.

Учитывая, что аналогичные запреты действуют в более чем 30 странах мира, Украина не является новатором. Наоборот, мы стали очередной жертвой глобализации.
Поэтому хотелось бы призвать власти все-таки попытаться найти политические и дипломатические ресурсы для поиска компромисса в вопросе сохранения действия моратория на экспорт леса-кругляка и сосредоточить усилия на восстановлении лесного фонда и решении других важных вопросов отрасли, таких как преодоление чудовищной коррупции в системе лесхозов и т.п.

Что же касается дальнейшего развития взаимоотношений с ЕС, то необходимо сесть за стол переговоров и предложить ряд компенсационных мер со стороны Украины.

Одной из них может быть досрочная отмена Украиной ввозных пошлин на оборудование из стран ЕС, для которого в рамках ЗСТ со стороны Украины по отдельным товарным позициям предусмотрена постепенная тарифная либерализация сроком до 10 лет.

Даже по грубым подсчетам такая инициатива будет иметь взаимный положительный эффект, который в случае ЕС в разы перекроет незначительные потери от сокращения поставок леса-кругляка из Украины.

 



Автор: Игорь Гужва, эксперт CMD-Ukraine
Источник: ЕП, Среда, 19 апреля 2017

Все то же самое.

Да когда ж вы с*ки про посадку леса то подумаете. Чтоб каждый мог посадить лес на своей земле. А не только гос и комун предприятия за бюджетные деньги. Вот это европейская свобода и поддержка предпринимательства, что во всем государстве нет ни одного чиновника отверственного за вопрос частных лесов. Вот Европа нах.

Бачу такий експерт ??? що чихнути не можна...

Напишу ще раз ..спокійніше ..але як можна спокійніше? -коли рівень великих експертів -знаходиться нижче плінтуса. По перше -не може експерт писати таку чуш..."продали 2.5 млн га лісу на експорт". Ну я розумію -що задумався над врятуванням світу? не знає термінології та одиниць обліку ...добре хоч не у пляшках вимірює ..друге -світова спільнота вже давно і постійно вбиває в голову як міністрам так і президентам експертам та всякій іншій шушвалі - проблема у вашій корупції у злодійстві у хабарництві . Корупція -мораторіями не лікується ..корупція лікується висилицями та тюрмами ..про що мова експерт ?

Я убрал комментарий Ф18 из-за его формы, а не сути...

Я не посягаю на право каждого говорить, то что он думает, но хочу что бы на площадке УЛ люди не боялись наткнуться на оскорбления...

В суть  претензий Форестер 18  я пока даже не вникал, но на грубость отреагировал...... Настроение на нуле и думать ни о чем не хочется...

Дописано чуть позже...

Комментарий Тигрис убрал вместе с ним: нервы... По моему убеждению, призывы к ликвидации Леспроекта это не просто бред, - это разрушительный и антиукраинский бред... Я до сих пор помню высказывание глубоко уважаемого Владимира Степановича Андрусишина на одной из коллегий середины 90-х, когда экспорта не было и зарплату выдавали бартером. Он сказал: " Мы государственные люди и должны принимать ответственность за свои решения. Я считаю, что если лесному хозяйству Украины суждено умереть, то Леспроект - должен умереть последним"...

Другой вопрос, связаный с тем, что не Гослесагентсво должно руководить такой структурой, как Леспроект и нельзя ставить таксаторов в положение  "ты мне я тебе" - более чем уместен..

Я своё мнение высказал давно:

ЛЕСПРОЕКТ не должен подчиняться структуре, управляющей рубками и  торговлей лесом. Лесоустроители в значительно большей степени ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ, чем КВЮ и иже с ней на Шота 9а...  При Царе- Ревизор лесоустойства был тайным советником, а это генеральская должность и соответствующее обеспечение...

Но..В нашей ситуации, когда одни и теже  торгаши, прикрываясь госслужбой, ... одной рукой пишут правила рубок и аукционов, а другой  отбирают прокладки для торговли и собирают дань с лесхозов... Реформу надо начинать с них...

.

 

 

Оформлення лісгоспів (Каталог 2016 року)

Сайти лісової галузі

Пошук

Вхід

bigmir)net TOP 100 службы мониторинга серверов Яндекс.Метрика Разработка сайта